wave

Балтийская звезда :::: Baltic Star
spb
Main  OnegaLadoga2005  2005  AroundLadoga2000-2004 

"Baltic Star"


You Have Nothing To Lose But Your Chains

Around Lake Ladoga 2001 800km

James Reynolds

 

On 3rd April 1917, Lenin arrived at Finland Station, in what was then called Petrograd. Immediately, from atop an armoured car in the square outside, he gave a speech calling for the Revolution. On 20th June 2001, I arrive at Finland Station, in what is now called St. Petersburg. However the only revolutions on my mind involve wheels and pedals, as on the following day the statue of Lenin outside the station would the start of the first Russian international randonnée: Around Lake Ladoga. Losing my chain, however, is a major worry. Previous mechanical problems mean that I have had to cobble together a transmission from bits of three bikes, all nominally incompatible, and further minor damage in transit causes the chain to unship and suck regularly. In fact only a handful of mid-range gears work at all. But Petersburg is flat, and I hope that this won't be too much of a problem. Over an 800km randonnée everything should wear in. Господин Леппертель на собрании

"International" is perhaps a slight overstatement for this randonneé, as the non-Russian elements are Bob and Suzanne Lepertel (organisers of the PBP), there as guests; Yuri Levkovski, from the Ukraine (not exactly non-Russian); and me. I must confess that I am not entirely non-Russian either, as I am married to a Russian, speak the language (albeit badly), and have previously cycled across Russia to Vladivostok. So whilst I have never done a randonnée there before, I have plenty of experience of the country. But I know that this doesn't necessarily mean that I am prepared: Russia is different. All you can do is expect the unexpected.

The only thing I can be sure of is that it won't be like an English randonnée. For a start, in England the route sheet would be half a dozen pages of closely-typed text: here it is a third of a page of A4 - and most of that to indicate where the controls are. There just aren't very many roads - apart from detours to controls, only three are used. Speaking of controls, there aren't many of them either, and at only two is it stated that there will be food available. However in a nation which enjoys eating and drinking as much as the Russians it shouldn't be too difficult to find refreshment. And then there are the roads themselves. Russians are convinced that they have the worst roads in Europe. Whilst this isn't quite true - some of our more sadistic organisers delight in finding worse ones - Russian roads are not terribly good. But worse than the roads are the drivers. Russian driving has all the discipline of the Italians combined with the competence of the Belgians. Regularly you see roadside memorials, with a photo of the victim; star, cross, crescent or other symbol of political/religious affiliation; and quite often a piece of mangled car. Whilst these have a sobering effect on me, Russian drivers seem unfortunately completely unaffected. Джеймс и Юрий

From Finland Station I am whisked off to the children's home which is acting as HQ, to meet the other participants and register. And here I find a definite and rather macho undercurrent of competitiveness. Personally I've never thought that sitting on a hard saddle for two days is the best test of one's manhood, but who am I to say otherwise? Added to this is the peculiar Russian attitude to foreigners: whilst they are the friendliest and most welcoming of people there is a general belief that foreigners are too soft to cope with Russia and need to be mollycoddled. It goes without saying, at least to the Russian mind, that a Russian muzhik is tougher and stronger than a mere foreigner, and there seems to be some doubt as to whether I shall even finish. Out comes the bulldog spirit: if they want a race I shall give them a race, and show them just what an Englishman can do.

Next morning we ride down to Finland Station for the start. A group of about forty cyclists assemble under the statue of Lenin. I have taken a maximalist approach, carrying three water bottles and a full(ish) pannier: everyone else is carrying less than me. In fact there is no other pannier visible: luggage includes bar bags, rack packs and improvised containers suspended from more or less likely parts of the bikes. Some appear decidedly under-equipped, I wonder how they expect to get round. Do they know something I don't? But it's too late to worry about that now. Then, after a brief speech by Bob, we are off - late. It's Russia; nothing ever happens on time. Прокол

The first part is to be a car-escorted ride along the Neva embankment. Plenty of English randonnées have mad dashes from the start, but nothing was ever quite like this. The bunch follows the car at an insane pace, with me dragged along at the back. At least my chain has risen to the occasion and started working perfectly. Now I am one of the speedier auks, but even I am looking for some excuse to slow down. Soon one presents itself as my rear tyre deflates. Never have I been so glad to have a puncture. So gratefully I pull over and replace the tube.

The M18 leaving St Petersburg is a time triallists dream: a straight, flat dual carriageway. As I restart I expect to see some of the back markers fairly soon, but no-one is visible. I accelerate. 50km later, there is still no-one. After 80km I see a group of riders ahead of me, struggle to catch up. One of them asks what had happened to me. "I had a puncture in Petersburg", I explain.

"You should have said, we would have helped you."

"It was only a puncture", I reply. Mollycoddling again.

"The leaders will be half an hour ahead of us", I am told. "There are some former top racing cyclists riding."

I look at my watch. "They'll just have to wait at the control." I increase my pace anyway, just to be on the safe side.

At 120km comes the first junction and at 130km the first control - a cyclist by the side of the road. He signs my card. There doesn't seem to be anything else to hang around for, so I carry on, back to the M18. The road now becomes annoyingly straight, with an annoying headwind and the afternoon heat equally annoying. There are no villages on this stretch, and there is nothing for it but to plod on for the 90km to the next town, Lodeynoe Pole. Some way along a car pulls alongside, and the organiser, Andrei Hannolainen, leans out of the window shouting encouragement. "You are the leader!" I am? I've only passed a dozen or so cyclists, where are the others? I slow down, there isn't much point in chasing nonexistent riders. Fortunately Lodeynoe Pole isn't too much further, so I find a café, stop and order some pizza and beer.

Halfway through my second pizza another couple of riders arrive. And slowly the place fills up with cyclists: absolutely no-one rides past. This is almost an English control! The others look look a bit askance at my habit of drinking beer on a randonnée - expensive imported luxury beer at that (or from an English perspective, cheap Danish beer). But I've drunk Russian beer, and whilst it is brown, wet, and comes in bottles, so is motor oil. I explain about the importance of beer in the cyclist's diet, the essential vitamins and minerals - but they don't look convinced.

"Have you seen the lake yet?" someone asks.

"No."

"If you go back to one of the bridges near Petersburg, go about two-thirds of the way across and lie down, you can just about see it." I decide that it isn't worth going back.

Eventually I leave with a couple of other riders: Yura, the Ukrainian, and Volodya, from Petersburg. Following Volodya's local knowledge we immediately go off course. Twice. We can see the bridge we want to reach and at one point even go under it, but which road takes us there? Naturally there are no signposts to tell us - this is Russia. Eventually we give up, head back under the bridge and lug our bikes up the embankment. It's only 20km to the real control now, the wind is at our backs and we get there without dificulty.

This control is another cyclist by the side of the road. But here there is also a river and a well. As I fill up my water bottles from the well I hear an enormous splash behind me - Yura has taken an unsubtle approach to washing and jumped in the river. Neither I nor Volodya decide to copy him. More riders arrive, and we continue as a sizeable bunch.

Soon we leave Leningrad oblast (Yes, I know the town has changed its name but the oblast hasn't - it's Russia) for Karelia and soon afterwards turn off onto the A130. This is more like it! The road winds its way along rivers and through picturesque Karelian villages. We make extremely good time, too, though this is largely my fault as I do far more than my share at the front (I've still got a point to prove). The fierce heat of the afternoon has given way to pleasantly English temperatures, and the thought of food and sleep at the next control spurs us on. In a remarkably short time we see a marshal ahead of us, who directs us off the road onto a sandy track. In 50 yards we reach the control and have our first sight of Ladoga. The control is on the beach. Andrei and his helpers are brewing tea and cooking kasha over a campfire, and alongside a row of tents provides sleeping space. Although it's after midnight it's still perfectly light - we are at the same latitude as the Faroes and this far north it just doesn't get dark.

After a few hours sleep in one of the tents, I decide that it would be a good idea to wake myself up with an invigorating dip in the lake. So I strip off and dash in. In fact it's so invigorating that, as the water closes over my ankles, all systems in my feet instantly shut down. This isn't one of my better ideas. Fortunately the lake is very shallow here, and there is no chance of going any deeper. I wash myself by splashing as little water as possible over the rest of my body, then dash out before my toes have a chance to drop off. Then it's back on the bike and on towards the next control.

Nocturnal cycling has definite advantages here, as it is perfectly light and comfortably cool. And if the scenery was good on the last stretch, it is superb here. The road wanders along the edge of the lake, which forms a series of wooded headlands and rocky inlets, reminiscent of western Scotland. Each vista seems better than the last. I'm not the only one to appreciate night riding, as soon I catch Slava, one of the Volgograd riders. He, however, looks very uncomfortable.

"Did you eat at the last control?" he asks me.

"Of course", I reply. "You?"

"No."

It takes me a moment to get over the shock of a randonneur not eating, but it certainly explains his distress. I immediately call a halt, rummage in my pannier and hand him a large lump of flapjack. He looks at it suspiciously. "Flapjack", I tell him. "English food."

He nibles a little. "Yum yum," comes the reply, and the flapjack disappears. Instantly his legs start to move more rapidly and we ride together for a while. However they don't move quite as rapidly as mine, for when I look round after a particularly lumpy and rock-strewn stretch, there is no-one there.

The route sheet indicates a turning soon, so when I see a road going off to the left, I take it. This proves to be a wonderfully twisty and scenic route through a village and around a headland, and eventually emerges at a T junction. I look at the route sheet. No T junction. No signpost either, naturally. Have I gone off course? I'm not sure why, but every kilometre along the road there is a board showing distance travelled, but signposts? Nyet. It probably says something profound about Russia that you always know how far you have come, but never where you are going. Anyway, left seems to be the more sensible option, so I take it. A few kilometres later I find a man by the side of the road mending his Lada (a not uncommon sight here) so stop to ask him if this is the right road. Unfortunately he doesn't speak Russian, but only the local Finnish. But we understand each other enough to confirm that I am on course.

Some way later I pass Slava again, riding better now though not entirely comfortably. He is amazed to see me again. I must have gone off course back there, though as the detour was so pretty I really don't mind. It isn't too far now to the next town - Sortavala - and the next control, and Slava seems happy to continue at his own pace without any further flapjack.

In Sortavala the control is described as "Outside the entrance to the church", and I even have a helpful photo. The church isn't difficult to find, but the control... there's no-one there. I ride round the church: no-one. I compare the view with the photo: it's definitely the right place. I ride round the other way: still no-one. There's only one thing to do: I accost a passer-by, explain what I'm doing and ask him to sign my brevet card. He, however, is very suspicious, and walks off saying "I don't understand". Just then a woman calls out to me. "Are you English?".

"Yes."

"My son speaks English very well." And it seems that she speaks some as well, as we chat away in a mixture of the two languages. She couldn't be more helpful. She signs my card, and even invites me home for a meal (Do I look that hungry? Probably), though I have to decline as she has hardly started her morning shopping and, knowing Russian hospitality, I wouldn't leave again until evening. But thank you anyway, Elena.

From Sortavala the road leaves the lake and winds its way vaguely south-east across hills and valleys. At least I think it does, it twists so much that I lose all sense of direction. But this is the A129, all I have to do is follow it for 270km and I shall be back in St Petersburg. However my aim here is merely to reach the next control at 600km, where there will be food. This is the shortest leg, but it's also the lumpiest. The hills aren't very big, but more than make up for this in steepness. I begin to pine for my granny ring, but it's in England. It wouldn't fit on my improvised transmission. On the steepest climbs I resort to walking. After a while the tarmac disappears to be replaced by dirt. But this isn't really a problem as the control appears soon afterwards, on a meadow above the road.

As I arrive Andrei greets me effusively. "James! You are a real man!..." The rest of what he has to say is drowned out by the laughter of one of the (English-speaking and female) helpers. But I've certainly done what I set out to do. I discover that I am second on the road. This is quite acceptable to me: Russian honour is satisfied as a local will have been first to finish, but I've still shown that foreigners are quite capable of everything a muzhik is. I begin to relax, eating kasha and drinking tea amid the buttercups in the afternoon sun. This is just a nice place to be. Every so often a cyclist arrives, but like me, no-one shows the slightest inclination to leave. Then it occurs to me: this is the finish for the 600km event. It is quite acceptable to stop here. But I promised to ride the full 800k. I look at my watch: it is now 3:30pm. If I start now I should reach Petersburg in time for a good night's sleep. So I say my farewells and it's back on the road. Джим, Андрей, Наташа , Вася на отметке 600

Before the start we were warned that the event contained 40km of dirt: this is it. I wasn't particularly worried by this, I have plenty of experience of Russian dirt and 40km doesn't seem very far when you have been across Siberia. Actually a well-maintained, flat dirt road is a very good cycling surface. But this is neither. A thick layer of dust coversthe whole surface. So you climb as far as you can before wheelspin takes over, then descend gingerly into dust-filled sumps (which are generally unrideable). Every time a lorry comes past (which is surprisingly frequently) the world disappears; you can either ride blind or stop. I wonder about turning round and heading back to the 600k finish. But bulldog spirit means tenacity, and I'm not going to give up. So I slip, slide and slither slowly onwards. Three hours after leaving the control I emerge onto tarmac again. Not exactly an impressive pace, but I'm across. Now it's just a straight run to the finish.

Gradually the hills get smaller and the villages more frequent. In Priozersk I feel like some refreshment, look around for a café and fail to find one. I decide to press on to the next town, Sosnovo. My pannier rations are low and by the time I reach Sosnovo I am down to my last Eccles cake. This is getting desperate and I am faced with a dilemma. The town isn't actually on the main road: do I divert into the town to look for a café or hope that there is a service station on the by-pass? I'm hungry enough not to want to do both. I try the by-pass and by luck holds: I find a service station almost immediately and stop to refuel.

It's 60km to St Petersburg and I just count down the kilometres. Though as these reduce to single figures there still isn't any sign of the city. I stop to ask whether I am on the right road; I am. When I reach 0km I discover why: the distances aren't actually to the city itself but to the GAI (traffic police) post some way outside it. There's a junction here and I ask directions from a traffic policeman: left and another 15km to go. For the first time in the event I put on my lights and head on down the six-lane highway into the city. После финиша

The original finish was to have been at the Winter Palace, which would have summed up Russian history nicely. However I wouldn't want to brave Petersburg traffic after 800km, and can well understand why it was moved to the outskirts. However "a set of traffic lights near Ozerki metro station" just doesn't have the same resonance. More to the point, I'm not entirely sure I can find it in the dark - one suburb looks much like another. As I ride along I suddenly here a voice. "James!" It's one of the helpers - and I've finished! I am escorted to the HQ, shower and sleep.

It's not until the next morning that I find that I really was the second finisher, and that the first was Yura. Whoops! This is a bit of an embarassment for Russian muzhikhood. But as a Ukrainian, Yura's almost Russian, so that's all right; and some of my wife's nationality must have rubbed off, so I'm a bit Russian, and that's all right too. So no-one really minds.

If this has whetted your appetite, Around Lake Ladoga is to be an annual event, and there are plans to extend it to 1200k. The terrain isn't particularly difficult but it is remote, and you will need more than a little self-sufficiency to get round successfully. But isn't this the English style?

 
  http://www.automaslo.com/ shell helix hx8 5w40 цена 4л. Масло shell helix hx8.

wave

Балтийская звезда :::: Baltic Star
spb

Рассказ Джеймса Рейнольдса

Вам нечего терять кроме ваших цепей.

3 апреля 1917 года Ленин прибыл на Финский вокзал тогдашнего Петрограда. Тут же, забравшись на вершину броневика на ближайшей площади, он произнес речь призывающую пролетариат сбросить свои цепи и свершить революцию. Много позже, 20 июня 2001 года, я прибываю на тот же Финский вокзал теперешнего Санкт-Петербурга. На следующий день памятник Ленину напротив вокзала будет стартом первого в России интернационального веломарафона "Вокруг Ладожского озера". Мой велосипед, однако, не нуждается в уговорах чтобы сбросить свою цепь. По причине прежних механических проблем мне пришлось собрать переключатель скоростей из частей трех велосипедов, теоретически несовместимых, и дальнейшее повреждение во время перевозки привело к тому что цепь стала постояно слетать. В итоге действуют только несколько средних скоростей. Но Питер плоский, и я надеюсь что это не будет проблемой. Во время 800 километрового велопробега все должно разноситься.

"Интернациональный", пожалуй, слегка громко сказано, так как единственными иностранными элементами являются, в качестве гостей, супруги Боб и Сюзан Лепертель (организаторы велопробега Париж-Брест-Париж), Юрий Левковский из Украины (так что тоже почти что русский) и я. Должен признаться что я тоже не являюсь совсем чужим так как я женат на россиянке, говорю по-русски (хотя и плохо) и в прошлом пересек на велосипеде всю России по пути во Владивосток. Так что, хотя я и не принимал участия в подобном мероприятии прежде, со страной я вполне знаком. Но я знаю что это совсем не значит что я абсолютно уверен и готов ко всему: это Россия, а значит следует ожидать неожиданного.

Единственная вещь в чем я уверен - это то, что это не будет как один из английских велопробегов. Начну с того что в Англии описание маршрута обычно состоит из десятка мелко напечатанного текста. Здесь это всего лишь треть листа А4, и большинство из того обозначает лишь контрольные пункты. Это все потому что здесь не так уж много дорог, и, не считая объездные пути к контрольным пунктам, только три из них использованы. Упоминая контрольные пункты, их тоже не так уж много, и только на двух из них предполагается еда. Но в стране, в которой так любит поесть и выпить как в России, я уверен будет не сложно найти чем -либо подкрепиться. И конечно о самих дорогах. Русские уверены что их дороги худшие в Европе. И хотя это не совсем правда (некоторые наши садисты-организаторы умудряются найти и похуже), российские дороги качеством не блещут. Но еще хуже дорог российские водители, которые, на мои взгляд, обладают дисциплиной итальянских и компетенцией бельгийских водителей.

С Финского вокзала меня доставляют в один из детдомов, который на время является и штабом велопробега, где я встречаю других участников и регистрируюсь. И здесь я с удивлением обнаруживаю явный дух соперничества и странное для меня отношение к веломарафону как к "делу для настоящих мужчин". Лично я никогда не считал что сидение на жестком седле в течение двух дней является лучшим тестом на мужественность, но кто я такой чтобы возражать? Вдобавок к тому это непонятное русское отношение к иностранцам: несмотря на всю доброжелательность и радушие, здесь бытует общее мнение что иностранцы слишком изнежены чтобы справиться с Россией и поэтому с ними нужно сюсюкаться. Здесь все уверены что русский мужик несомненно сильнее и выносливей чем какой-то иностранец, и кажется кое-кто даже сомневается что я вообще дойду до финиша. В ответ у меня появляется дух англичанина: раз вы хотите гонку, я дам вам гонку и покажу что и англичане на кое-что способны.

На следующее утро мы едем к старту у Финского вокзала, где группа из около 40 велосипедистов собирается под статуей Ленину. Я готов по максимуму: везу три бачка с водой и (довольно) полный рюкзак. Все остальные везут меньше чем я. И хотя в мое поле зрения попадает еще пара-тройка стандартных велосипедных рюкзаков, багаж многих состоит из всевозможных импровизированных сумок свисающих с более или менее очевидных частей велосипедов. Снаряжение некоторых заставляет меня думать о том как они вообще намереваются добраться до финиша. Может быть им известно что-то, что неизвестно мне? Но теперь уже слишком поздно об этом думать. Вскоре, после короткой речи произнесенной Бобом, мы с опозданием стартуем. Но мне это не в диковинку. Я знаю что в России ничего не происходит вовремя. Прокол

Вначале, вдоль набережной Невы, нас сопровождает машина. Мне доводилось наблюдать как многие английские велосипедисты срываются со старта, но такого я еще не видел. Пелотон несется за машиной на бешенной скорости и я плетусь позади всех. Но по крайней мере моя цепь поднапряглась и отлично работает. Являясь одним из самых быстрых рандоннеров дома, я ищу повод схалявить и сбавить скорость. Скоро такая возможность предоставляется - у меня прокол. Никогда прежде я еще так ни был рад проколу. Довольный, я останавливаюсь и заменяю камеру.

М18, ведущая из Питера - это мечта гонщика: прямое и абсолютно плоское шоссе. Я снова на дороге и скоро рассчитываю встретить кого-то из отстающих, но никого не видно. Я прибавляю скорость. 50 километров дальше - и все еще никого. После 80 километров я вижу группу велосипедистов, старающихся из-зо всех сил догнать остальных. Один из них спрашивает меня что случилось. "Проколол колесо в Питере", - объясняю я. "Надо было нам сказать, мы бы помогли". "Это всего лишь прокол", - отвечаю я. Опять сюсюкаются.

"Лидеры идут на полчаса вперед", - говорят мне. "Среди них одни из самых быстрых в прошлом гонщиков".

Я смотрю на часы. "Они будут ждать на контрольном пункте", - думаю я и прибавляю скорость, так, на всякий случай.

Через 120 километров появляется первый перекресток и на 130 километре первый контроль - велосипедист на краю дороги. Он подписывает мою карточку. Больше здесь делать нечего, и я еду дальше, опять на М18. Черезчур прямая дорога начинает раздражать, как и встречный ветер и послеполуденная жара. На пути нет ни одной деревни, и остается ничего более как тащиться еще 90 километров к ближайшему городу Лодейное Поле. Вскоре вдоль дороги останавливается машина и организатор, Андрей Ханнолайнен, высовывается из окна и кричит "Ты лидер!" Кто? Я? Но насколько я помню, я обогнал только с десяток велосипедистов, так где же остальные? Я сбавляю скорость так как не вижу смысла преследовать несуществующих велосипедистов. К счастью, до Лодейного Поля уже рукой подать, где я останавливаюсь у местного кафе и заказываю пиццу и пиво.

Во время моей второй пиццы появляется еще пара велосипедистов, и через некоторое время кафе наполняется ими, так как ни один не проезжает мимо. Это выглядит почти как английский контрольный пункт! Люди смотрят косо на мое пиво. Очевидно что потребление пива во время велопробега кажется им в диковинку, тем более дорогое импортное пиво (или, с английской точки зрения, дешевое датское пиво). Но я знаю что такое русское пиво и вполне понимаю почему оно не является национальным напитком. Я пытаюсь объяснить другим как важно пиво в рационе велосипедиста, как богато оно необходимыми витаминами и минералами, но их это кажется не убеждает.

"Ты уже видел озеро?", - спрашивает кто-то. "Нет", - отвечаю я. "Если ты вернешься к одному из мостов недалеко от Питера, пройдешь по нему 2/3 длины и ляжешь, то как раз увидешь кусочек". Я решаю что нет смысла возвращаться назад. Джеймс и Юрий

В конце концов мы покидаем кафе с парой других участников: Юрием с Украины и Володей из Петербурга. Следуя Володиному знанию местности мы вскоре сбиваемся с пути. Потом еще раз. Мы видим мост до которого нам нужно добраться и однажды даже проезжаем под ним, но какая из дорог приведет нас туда? Естественно, нет ни одного направляющего знака. В конце концов мы сдаемся - едем обратно под мост и волочим велосипеды наверх. Теперь лишь 20 километров остается до настоящего контрольного пункта, и с попутным ветром мы скоро оказываемся там.

Следующий контроль оказывается другим велосипедистом у дороги. Но здесь еще есть река и колодец. Пока я пополняю свои запасы воды сзади раздается громкий звук брызг. Это Юра решил не мелочиться с умыванием и прыгнул в реку. Ни я, ни Володя не решаемся последовать его примеру. Немного погодя прибывают другие участники, и мы едем дальше уже довольно большой группой.

Вскоре мы покидаем Ленинградскую область и оказываемся в Карелии, и немного дальше сворачиваем на А130. Вот это уже что-то! Наш путь извивается вдоль рек и живописных карельских деревень. Мы хорошо укладываемся по времени, и это только моя вина что я делаю больше чем обязан идя первым (я все еще должен кое-что доказать). Дикая послеполуденная жара сменяется приятной английской темепературой, и мысль о еде и отдыхе на следующем контроле подстегивает нас еще больше. Через некоторое время впереди нас появляется направляющий, следуя указаним которого мы съезжаем с дороги и через метров 50, пробираясь по песку, оказываемся у контрольного пункта на берегу Ладоги. Андрей с помощниками варит на костре кашу и готовит чай. Вдоль озера располагается ряд палаток, где нам предстоит провести ночь. Несмотря на то, что уже за полночь, на улице все еще абсолютно светло - мы находимся в тех же широтах что и Ферерские острова, и так далеко на север здесь просто не становится темно круглые сутки.

После недолгого сна в палатке я решаю что будет неплохой идеей принять бодрящую ванну нырнув в озеро. Оказавшись по голень в воде я чувствую что бодрит так, что сводит ноги. К счастью, здесь оказывается очень мелко, и нырнуть все равно не получится. Я "моюсь" брызгая на себя как можно меньше воды и уже через пару минут несусь обратно прежде чем мои пальцы ног отвалятся от холода. Затем опять на велосипед и в путь, до следующего контроля.

Ночные велосипедисты имеют здесь явное преимущество, так как всю ночь стоит приятная прохлада и остается достаточно светло. И если места были живописными и раньше, то здесь они просто потрясающие. Дорога вьется вдоль берега озера, местами образуя лесистые мысы и каменистые заливы, напоминающие западную Шотландию. Вид становится все лучше и лучше. Я оказываюсь не единственным любителем ночной езды так как вскоре нагоняю Славу, одного из волгоградских велосипедистов. Он выглядит довольно жалко.

"Ты ел на последнем контрольном пункте?", - спрашивает он меня.

"Конечно", - отвечаю я. "А ты?"

"Нет".

Несколько секунд я в шоке от услышанного, рандоннер, да не емши? Понятно тогда почему от так выглядит. Я немедленно останавливаюсь, роюсь в своем багаже и протягиваю ему солидный кусок flapjack. Он подозрительно на меня смотрит. "Flapjack", - говорю я ему: "Английская еда".

Он откусывает немного, одобрительно кивает, и кусок исчезает. Вскоре его ноги начинают двигаться быстрее, и некоторое время мы едем вместе. Но не надолго. Оглядываясь назад после особенно бугристого и каменистого участка дороги, я не вижу ни души.

Согласно описанию маршрута вскоре должен последовать поворот, и я без тени сомнения сворачиваю на первую дорогу налево. Пейзаж представляется на удивление замечательным, и извилистая дорога проходит через деревушку, огибая мыс и приводя к Т-образному перекрестку. Я сверяюсь с описанием: никакого перекрестка нет. И никакого дорожного знака, как обычно. Неужели я сбился с пути? Для меня остается загадкой почему каждый пройденный километр дороги отмечен табличкой, но знаков, указывающих куда это ведет, нет? Видимо в этом есть глубинная суть России - всегда известно как далеко все зашло, но не ясно к чему это приведет. После недолгих размышлений я сворачиваю налево. Несколько километров дальше в поле зрения попадается водитель, налаживающий у дороги свою "Ладу". Я спрашиваю у него правильно ли я двигаюсь, но он не говорит на русском, только на местном финском. К счастью, мы понимаем друг друга настолько, чтобы подтвердить что я на верном пути.

Через некоторое время я опять обгоняю Славу. Теперь он двигается быстрее, хотя и не выглядит очень довольным. Он удивлен встретить меня снова. Я должно быть прежде все-таки сбился с дороги, но мой путь был таким красивым, что я ничуть не жалею. Осталось недолго до следующего города Сортавалы и следующего контроля.

В Сортавале я ищу контрольный пункт, описанный в маршруте как "у входа в церковь". Тут же прилагается и фото. Найти церковь не составляет большого труда, но контрольный пункт... абсолютно пуст. Я объезжаю церковь: никого нет. Я сверяюсь с фото: точно та самая церковь. Остается одно. Я ловлю случайного прохожего, объясняю ему ситуацию и прошу подписать мою карточку. Он смотрит на меня подозрительно и шарахается в сторону со словами "Я ничего не понимаю". В этот момент подходит незнакомая женщина и спрашивает: "Вы англичанин?". "Да", - отвечаю я ей. "Мой сын хорошо знает английский", - говорит она. И кажется, что она тоже знает его неплохо, и мы некоторое время ведем приятную беседу на смеси двух языков. Как раз ее-то мне и не хватало. Она подписывает мою карточку и даже приглашает меня домой угостить (неужели я выгляжу таким голодным? Может быть). Я вынужден отказаться, так как она едва вышла с утра за покупками и, зная российское гостеприимство, меня вряд ли отпустят до вечера. Но большое спасибо за приглашение, Елена.

После Сортавалы дорога уходит от озера и вьется дальше на юго-восток через холмы и долины. По крайней мере так я думаю, так как приходится поворачивать настолько часто, что я теряю чувство направления. Но я знаю что это А129, и все что от меня требуется - это прехать дальше 270 километров и я буду в Питере. Хотя главной целью сейчас является добраться до следующего контроля на 600 километре, где будет еда. Это самый короткий этап, но и самый бугристый. И хотя холмы здесь не такие уж высокие, они очень крутые. Я начинаю тосковать по самой маленькой шестеренке, которая осталась в Англии потому что не подходила к моему импровизированному переключателю. На одном из самых крутых подъемов я сдаюсь и поднимаюсь пешком. Через некоторое время асфальт заканчивается и начинается грейдер. Но это не проблема, так как контрольный пункт уже близко, чуть дальше на лугу. Джим, Андрей, Наташа , Вася на отметке 600

По прибытии на пункт Андрей экспансивно приветствует меня на английском: "Джеймс, ты настоящий мужчина!..." Остальное мне не удается расслышать так как его слова утопают в громком хохоте одной из (англоговорящих) помощниц. Но я решаю что я действительно сделал что и собирался когда обнаруживаю что прибыл вторым. Для меня это вполне допустимо: русская честь не задета поскольку первым прибыл русский, но и я доказал что иностранцы вполне способны на то, на что способен и русский мужик. Довольный, я начинаю расслабляться, поедая кашу и попивая чай среди лютиков в лучах полуденного солнца. Здесь так хорошо. Время от времени прибывает еще кто-то из участников, но, как и я, никто не торопится ехать дальше. Через некоторое время до меня доходит что это финиш 600 километрового марафона. Я мог бы остановиться и здесь. Но я обещал проехать полные 800 километров. Время 15:30. Если я продолжу сейчас, то я должен оказаться в Питере как раз к ночи. Я прощаюсь и еду дальше.

Еще до старта нас предупредили что 40 километров маршрута проходит по грейдеру. Нельзя сказать это меня очень волновало, так как я вполне знаком с российской грязью, и 40 километров кажется не так уж много после того как ты пересек Забайкалье. Вообще-то, в хорошем состоянии, грейдер является хорошей дорогой для велосипедиста. Но не этот. Толстый слой пыли плотным слоем покрывает всю поверхность. Ты взбираешься по ней насколько это возможно пока колеса не начинают прокручивать, затем опасливо съезжаешь вниз, наполненный дорожной пылью. Каждый раз когда очередной грузовик проезжает мимо (что случается на удивление часто), мир исчезает. Остается либо ехать вслепую, либо переждать. В голове появляются мысли о том чтобы повернуть назад. Но английский дух предполагает настойчивасть, и я раздумываю сдаваться. Через 3 часа после последнего контрольного пункта я снова выезжаю на асфальт. Да, не самая потрясающая скорость, но худшее уже позади. Теперь остается прямая дорога к финишу.

Постепенно холмы становятся все ниже и деревни все чаще. В Приозерске у меня появляется желание чем-нибудь перекусить, и я пытаюсь найти какое-нибудь кафе. Безуспешно. Я решаю поднажать до следующего города Сосново. Мои запасы еды иссякают, и к тому времени, как я добираюсь до Сосново, я доедаю последний кекс. В отчаянии, я становлюсь перед выбором: ехать до города, который вообще-то не совсем на пути, или надеяться на то, что будет станция обслуживания на объездной дороге. Я голоден и зол, но выбираю объездной путь и к счастью нахожу станцию обслуживания, где немедленно останавливаюсь и "заправляюсь".

Теперь до Питера всего 60 километров и я начинаю отсчет. По подсчетам остается всего несколько километров, но городом и не пахнет. Я останавливаюсь чтобы спросить на правильной ли я дороге. Говорят что да. Заканчивая последний километр я обнаруживаю в чем все дело. Оказывается, расстояние указывается не до самого города, а до пункта ГАИ на подъезде к нему. На перекрестке я спрашиваю направление у гаишника: налево и еще 15 километров вперед. В первый раз за весь путь я включаю огни и мчусь по 6-полосной магистрали в город. После финиша

Первоначально финиш был назначен у Зимнего Дворца, который когда-то так хорошо завершил российскую историю. Хотя после 800 километров мне бы не хотелось соревноваться с питерским дорожным движением, и я вполне понимаю почему финиш был перенесен на окраину. Хотя и "светофоры у станции метро Озерки" как-то не так звучит. И, честно говоря, я не совсем уверен как найти нужные светофоры в темноте, ведь все районы выглядят так однообразно. К счастью, меня кто-то окликает "Джеймс!". Это одна из помощниц, и это финиш! Меня проводят к штабу, где меня ждет душ и постель.

Только на следующее утро я обнаруживаю что я финишировал вторым и что первым был Юра. Упс! Русскому мужику должно быть немного стыдно. Но будучи украинцем, Юра почти что русский, так что это не страшно. И "российскость" моей жены наверное немного передалась и мне тоже, а значит и я почти что свой. Так что все в порядке. Никто не будет возражать.

Джеймс Рейнолдс

Перевод Камиллы Рейнолдс